- Аметист.
Название аметиста происходит из древнегреческого языка и означает "не опьяняющий". Красивый фиолетовый или вишнево-синий цвет аметиста, которым он только и отличается от простого кварца, обусловлен следами окислов железа. В природе аметист встречается в виде вытянутых кристалликов, похожих на скипетры от 5 до 100 миллиметров. Качественные аметисты добывают на Урале, в Уругвае и в Бразилии. У аметиста есть интересная особенность - он может выцвести от яркого солнечного света, а при прокаливании теряет свою окраску и становится бесцветным. В последние десятилетия освоена технология искусственного выращивания крупных (до 20-30 см) кристаллов аметиста. Этот камень широко применяется в изготовлении ювелирных изделий.
http://pushchino-muzeum.ru/index.php/posetitelyam#sigFreeIdf15fbdd4a6
- Патефон (зал Воинской славы)
Патефон – механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок. В качестве привода применялся пружинный двигатель, который заводился специальной рукояткой и заставлял диск с пластинкой крутиться. Патефоны в Советском Союзе выпускались многими заводами, среди них: Ордена Ленина завод «Молот» в Вятских Полянах. Патефон именно этого завода является экспонатом нашего музея. Он был подарен жителем нашего города Сафоновым Николаем. Появление патефона стало важным и общественным событием в жизни Советского народа и внесло свой определенный добрый вклад в большую победу нашего народа над фашизмом. К сожалению, не удалось до конца проследить судьбу экспоната, его историю, как он попал в руки дарителя. Пусть патефон хранит свою уникальную и трогательную историю давно ушедшей эпохи.
http://pushchino-muzeum.ru/index.php/posetitelyam#sigFreeId87f5c97f67
- Печные изразцы
Изразец - слово исконно русское, произошедшее от древнего "образец" - так до конца XVII века называли керамические украшения для наружных стен храмов, дворцов и облицовки печей в парадных покоях. Истоки русского изразцового искусства следует искать в древнем Киеве X-XI веков, Рязани и Владимире XII века. В ходе археологических раскопок в этих городах были найдены первые русские керамические изделия, покрытые прозрачными многоцветными глазурями. В XVIII веке Петр I привез в Россию знаменитые «голландские» изразцы с росписью кобальтом по белой эмали, которые на долгие десятилетия стали законодателями изразцовой печной моды. Именно такими изразцами была украшена печь в Пущинской усадьбе. Во времена, когда в усадьбе размещалась больница, изразцовая печь была разобрана, и теперь эти изразцы можно увидеть только на старых фотографиях и в экспозиции нашего музея.
http://pushchino-muzeum.ru/index.php/posetitelyam#sigFreeIdd8860b35f2
- Смолевка
В 2012 году ученым из Пущино, РФ, удалось прорастить семена смолевки узколистной, найденные в вечной мерзлоте. Это самое древнее из оживленных растений, далеко превзошедшее по возрасту предыдущего рекордсмена — двухтысячелетнюю финиковую пальму.
Семена эти замерзли 32 тысячи лет назад, когда по земле еще ходили саблезубые тигры.
Ученые обнаружили замороженные растения, методом радиоуглеродного анализа проверили их возраст и попытались прорастить семена смолевки, но это не удалось. Тогда они взяли клетки из плода и вырастили их в чаше для культивирования в полноценные растения. Удалось вырастить 36 древних растений. Таким образом из замерзших семян вырос и расцвел цветок.
Это один из видов смолевки (семейство гвоздичных), на него похожа смолевка узколистная. Другие виды смолевок, а их сейчас на земле много – 400 разных, сами растут на земле до сих пор, в северных и умеренных областях северного полушария, есть и виды, используемые для цветоводства.
- Глыба чернозема
Самая плодородная почва мира – русский чернозем. Аналог такой находится в Палате мер и весов в Париже, как эталон самой плодородной почвы. О нем великий русский почвовед Василий Васильевич Докучаев писал: «чернозем…. Для России дороже всякой нефти, всякого каменного угля, дороже золотых и железных руд; в нем – вековечное неистощимое русское богатство!».
В экспозиции есть глыба русского чернозема. Этот чернозем изменил структуру из-за неправильного использования и превратился в каменную глыбу. Почва должна быть рыхлой. Уплотненную почву надо «лечить», и для этого понадобится не один десяток лет. А можно было бы получать огромный урожай.
http://pushchino-muzeum.ru/index.php/posetitelyam#sigFreeId38b2f21a27
- Ящичек Алямовского
Коричневый ящичек – набор Алямовского – агрохимический прибор для определения кислотности почв. Он придуман почвоведом Никанором Ивановичем Алямовским, изучавшим процессы известкования в почвах. В кислые почвы можно добавить извести для увеличения плодородия, а прибором быстро определить, нужно ли это делать.
Действие удобрений основано именно на этом – добавлении полезных веществ, причем, сделать это надо так, чтобы почве это не было вредно.
Почва — это совершенно отдельное живое образование, каждая создавалась многие сотни лет. В ней живут и дышат корни растений, жуки и дождевые черви, роют норы различные звери. В почвах образуются разные горизонты, включения, идут постоянные перемещения химических элементов. Изучением всего этого занимаются почвоведы.
http://pushchino-muzeum.ru/index.php/posetitelyam#sigFreeId01017af162
- Иерихонская роза
Наш музей необычен своей экспозицией растений. И вот Вам рассказ об одном из них.
Велико в растительном мире семейство капустных. В одной из витрин нашего музея, где хранятся семена и шишки, под номером 20 лежит сушеное растение размером с кулачок, похожее на свернутые в тугой приплюснутый шар веточки туи. Это иерихонская роза. Роза Иерихона. Подарила ее музею преподаватель философии, житель нашего города Любовь Наумовна Краснопольская.
Кто назвал ее розой? Карл Линней назвал ее анастатика – от греческого оживлять, а поэтически - розой – люди, пораженные ее свойствами.
Если положить этот сушеный жесткий комок в блюдце с теплой водой и подождать час, другой, он оживет, раскроется, расправит курчавые веточки, прильнет к блюдцу, как к земле. Это растение суровых пустынь берегов Мертвого моря, Западной Азии и Северной Африки. Растет оно на влажной земле, зеленеет серединкой. Когда становится сухо, корни его отмирают, и катится оно по земле перекати-полем, а когда находит хорошее место, может снова пустить корни из семян, укрепиться, прорасти и зеленеть дальше всего за несколько часов. Такова сила его жизни.
http://pushchino-muzeum.ru/index.php/posetitelyam#sigFreeIdcf16dd7fae
- Пущинский телетайп (зал техники)
Телетайпы были придуманы для передачи текстовых сообщений. Первый телетайп изобретен в России физиком Борисом Якоби в середине XIX века. Он придумал, как сделать, чтобы привязанный к принимающему контакту карандаш, получая разные сигналы, чертил буквы, а не значки. Для телетайпов нужны электрические провода. Текст передавался и построчно печатался на клавиатуре телетайпа на полосах бумаги. До сих пор существует сеть телетайпов "Телекс", созданная в 1920 году для обмена бизнес информацией. Некоторые страны и сейчас пользуются ею для передачи информации по судоходству и авиации, новостей, при межбанковских расчетах.
http://pushchino-muzeum.ru/index.php/posetitelyam#sigFreeId96e3e48f2e
- Утюги (зал этнографии)
На примере наших экспонатов проследим эволюцию утюга.
Первым устройством для глажения белья, скорее всего, был плоский тяжелый камень. Одежду расстилали на ровной поверхности, придавливали сверху камнем и оставляли на время под прессом.
Семь – восемь веков назад на Руси бытовал способ глажки с помощью рубеля и валька. «Рубель» — длинная деревянная плашка с рёбрами и рукоятью на конце. На ровно обструганную палку наматывали просушенное белье и прокатывали его по столешнице при помощи рифленой доски. Ребра рубеля при этом разминали волокна ткани. Такой способ глажки просуществовал в русских деревнях некоторых регионов до конца ХХ века.
В середине XVIII века появился паровой утюг. Внутри корпуса засыпали угли и закрывались крышкой, а сверху, для лучшей тяги, пристраивали трубу. Чтобы угли лучше грели, делали специальные отверстия по бокам. Размахивая таким утюгом вперед и назад, усиливали вентиляцию: «Ух-ух, ух-ух, разгорайся, мой утюг!..»
Еще одна разновидность старинных утюгов — литые чугунные. Их разогревали на открытом огне или в горячей печи. После остывания утюга, его вновь подогревали.
С распространением электричества нагревателем стала электрическая спираль, размещенная внутри. Так появились привычные ныне утюги электрические.
http://pushchino-muzeum.ru/index.php/posetitelyam#sigFreeIdb34dcf3511
- Керамика (зал этнографии)
Материалом для изготовления утвари на Руси служили дерево, глина, металл. В крестьянском доме было около десятка и более горшков разных размеров. В одних варили жидкие похлебки, в других — каши, в третьих — картофель, четвертые предназначались для кипячения воды.
Форма горшка была хорошо приспособлена для приготовления еды в русской духовой печи, в которой горшки находились на одном уровне с горящими дровами и обогревались не снизу, как на открытом огне, а сбоку.
Для хранения молока использовали крынки. Характерной особенностью этой посуды является высокое, довольно широкое горло, форма которого рассчитана на обхват рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свою свежесть.
Кубышка – это глиняный сосуд с широким туловом и узким горлышком. Использовали для хранения растительного масла. Горлышко кубышки закрывали пробками из дерева.
Сдвоенные горшки с ручкой посередине использовались для переноса еды. Как правило, их брали с собой на полевые работы. В один горшок наливали щи, в другой накладывали кашу. Сдвоенные горшки позволяли дольше сохранять тепло приготовленной пищи.
Горшками дорожили, старались обращаться с ними аккуратно. Если горшок давал трещину, его оплетали берестой и употребляли для хранения продуктов. Про такой горшок в русской деревне была загадка: «Был ребенок — не знал пеленок, стар стал — пеленаться стал».
http://pushchino-muzeum.ru/index.php/posetitelyam#sigFreeIdd1124fbe89
- Дорожная фотокамера (зал техники)
В начале XX века практически все фотоателье России использовали дорожные фотокамеры. При желании ее можно было разобрать и уложить в специальный чехол. Это на случай, если клиент пожелает сфотографироваться, например, у себя дома или на улице.
Камера установлена на штатив-треногу, имеет фокусировочный мех. Наводка на резкость осуществлялась перемещением задней (кассетной) части. Экспонирование производилось открыванием и закрыванием объектива крышечкой. Изображение фиксировалось на фотопластинах, которые непосредственно перед съемкой обрабатывались специальным химическим составом – эмульсией.
Фотографии были постановочные, как правило, семейные, групповые. Фотографы создавали специальный фон (изображение пейзажей или архитектурных сооружений) и интерьер (резная мебель: столы, стулья с высокими спинками и подлокотниками; перила, вазы, портьеры).
Время экспозиции в то время занимало несколько минут, и фотографируемый объект должен был оставаться все это время неподвижным. Поэтому фотографы использовали вспомогательные средства: удобные кресла с подлокотниками и специальные устройства, так называемые «держатели головы».
Бумажный снимок наклеивался на специальную картонную подложку, которая придавала фотографии жесткость, защищала от повреждений и была неотъемлемой частью оформления вплоть до 1920 годов. Картонная основа была декоративным элементом и одновременно несла информацию о фотографе, ателье, месте и времени съемки и заполнялась по определенным правилам.
http://pushchino-muzeum.ru/index.php/posetitelyam#sigFreeIdf690f6610d
- Арифмометр (зал техники)
Арифмометр «Феликс-М» был подарен нашему музею Поляковой Антониной Васильевной.
Прибор изобрел Однер, швед по национальности. Он переехал в Россию 1868 году, поселился в Петербурге, где и прожил всю жизнь.
Счетные машины Однера выпускались в России с 1877 года вплоть до революции. В 1929 году производство арифмометра возобновилось под новым названием «Феликс» – в честь Феликса Дзержинского. В то время это был основной вычислительный инструмент, который использовали во многих отраслях народного хозяйства.
С помощью счетной машины выполнялись математические действия: сложение, вычитание, умножение и деление.
По мере выпуска новых модификаций менялись и некоторые параметры работы устройства, но принципы следующие. Арифмометр оборудован ползуночками, с помощью которых указывается положение запятой, а также рычажком для сдвига каретки. С помощью рычажков осуществлялся ввод чисел соответствующего разряда.
Для вывода числа в арифмометре использовались счетчики. Они представляют собой колеса с цифрами. Особенностью такого счетчика было перенесение единицы в старший разряд при переполнении разряда.
В разных модификациях встречались горизонтальные и вертикальные колеса с цифрами. Основных счетчиков в приборе два — суммирования и прокруток. Второй показывает, сколько было сделано поворотов ручки. Сброс арифмометра осуществляется поворотом ключа.
Арифмометры окончательно исчезли из контор СССР в конце 80-х годов ХХв. Увидеть вы их сможете теперь только в Музее.
http://pushchino-muzeum.ru/index.php/posetitelyam#sigFreeIdf18e6b0aba
- Позвонок морской коровы
В экспозиционном зале музея представлен уникальный экспонат – это элемент скелета животного, вымершего более 200 лет назад – стеллеровой коровы.
На необратимых океанских просторах сирены – русалки, о которых бытует множество красивых легенд, действительно существуют – это отряд безобидных растительноядных млекопитающих, обреченных на смерть после встречи с людьми. Отряд включает 3 семейства: ламантины, дюгони и морские коровы.
Живя в прибрежной зоне южных морей, сирены ведут себя очень тихо и скрытно. Повиснув у поверхности воды, эти безмятежные животные часами остаются неподвижными, лишь раз в 10-15 минут приподнимают голову для вдоха. Когда же выныривают п плечи над водой, то издали и в самом деле похожи на русалок. Сирены никогда не проявляли по отношению к человеку агрессивности, а человек всегда охотился на них. Сейчас все представители отряда взяты под охрану в Австралии, США, Суринаме, Французской Гвиане, Венесуэле, Гайане и других странах Центральной Америки.
Однако единственному представителю сирен, который жил в северных морях, - морской или стеллеровой корове помочь уже невозможно. Вид исчез с лица Земли.
http://pushchino-muzeum.ru/index.php/posetitelyam#sigFreeId5aa2e62afe
- Медаль «За Победу над Германией» и медаль «За Победу над Японией»
Медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» - самая массовая награда Великой Отечественной войны. В связи с приближающимся окончанием военных действий на западном направлении в начале 1945 года от участников войны стали поступать предложения учредить специальную медаль для ветеранов. В результате обсуждений, среди двух десятков эскизов, был утвержден эскиз художников Е. М. Романова и И. К. Андрианова с изображением на лицевой стороне профиля И. В. Сталина и словами «Наше дело правое - мы победили». На оборотной стороне надпись: «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.». К медали придавалась ленточка от ордена Славы - оранжево-черная. Именно эта лента, известная также как гвардейская и георгиевская, ныне стала символом Дня Победы. В таком виде медаль была учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1945 года. Общее число награжденных этой медалью приблизилось к 15 миллионам человек. И последний момент, связанный с медалью «За победу над Германией». И на её лицевой стороне, и на лицевой стороне медали «За победу над Японией» изображён профиль Сталина. Разница в том, куда смотрит Сталин — в случае с медалью «За победу над Германией» его взгляд направлен на Запад, а в случае с Японией — на Восток.
- Самодельный алюминиевый портсигар
Подобные портсигары бойцы, как правило, изготавливали из алюминиевой обшивки сбитых самолётов. На многих сохранились инициалы владельцев. Причем, бойцы вкладывали свои имена не только в медальоны, но и процарапывали свои инициалы и оставляли какие-то надписи на личных вещах, сделанных из нетленных материалов: ложках, расческах, даже орденах. Надписи на этих вещах свидетельствуют о нежелании человека исчезнуть бесследно. На нашем портсигаре сохранились цветочный орнамент и силуэт девушки. В основном такие использовались для хранения табака, а не для папирос.
http://pushchino-muzeum.ru/index.php/posetitelyam#sigFreeIdc5c4e3078a
- Красноармейская книжка (солдатская книжка).
Осенью 1941 года в целях упорядочения учета личного состава в Красной Армии и не допущения проникновения в части враждебных элементов вышел Приказ о введении красноармейской книжки в военное время в тылу и на фронте. Книжка являлась главным документом солдата в период Великой Отечественной войны, и каждый красноармеец и младший командир должен был иметь ее при себе. При увольнении из рядов Красной Армии книжки сдавались через командиров подразделений в штаб части для уничтожения. Взамен выдавались военные билеты. Офицерам в качестве личных документов выдавались удостоверения личности. На обложке из тонкого картона печаталась красная звезда с серпом и молотом. Заполнялись чернилами. По записям в книжке можно проследить боевой путь солдата: выяснить, когда был призван в действующую армию, место жительства, военную специальность, воинское звание, а также узнать в каких войсках и на каких фронтах сражался, какие имел награды, когда демобилизовался и, что не менее важно, какое солдат имел боевое снаряжение.
Полностью обеспечить красноармейскими книжками армию смогли только летом 1942 года. А проблему фотографирования не удалось решить и до конца войны.