Вкл/Выкл изображения Шрифт A A A Фон Ц Ц Ц Ц Настройки
Интервал между буквами(Кернинг) СТАНДАРТНЫЙ СРЕДНИЙ БОЛЬШОЙ
Интервал между между строками ОДИНАРНЫЙ ПОЛУТОРНЫЙ ДВОЙНОЙ
Выберите шрифт ARIAL TIMES NEW ROMAN

Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Пущинский музей экологии и краеведения»

МЕНЮ

  - Аметист.   

 Название аметиста происходит из древнегреческого языка и означает "не опьяняющий". Красивый фиолетовый или вишнево-синий цвет аметиста, которым он только и отличается от простого кварца, обусловлен следами окислов железа. В природе аметист встречается в виде вытянутых кристалликов, похожих на скипетры от 5 до 100 миллиметров. Качественные аметисты добывают на Урале, в Уругвае и в Бразилии. У аметиста есть интересная особенность - он может выцвести от яркого солнечного света, а при прокаливании теряет свою окраску и становится бесцветным. В последние десятилетия освоена технология искусственного выращивания крупных (до 20-30 см) кристаллов аметиста. Этот камень широко применяется в изготовлении ювелирных изделий.

Ознакомьтесь и информацией в интернете:
http://pushchino-muzeum.ru/index.php/posetitelyam#sigFreeIdf15fbdd4a6

  - Патефон (зал Воинской славы)

Патефон – механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок. В качестве привода применялся пружинный двигатель, который заводился специальной рукояткой и заставлял диск с пластинкой крутиться. Патефоны в Советском Союзе выпускались многими заводами, среди них: Ордена Ленина завод «Молот» в Вятских Полянах. Патефон именно этого завода является экспонатом нашего музея. Он был подарен жителем нашего города Сафоновым Николаем. Появление патефона стало важным и общественным событием в жизни Советского народа и внесло свой определенный добрый вклад в большую победу нашего народа над фашизмом. К сожалению, не удалось до конца проследить судьбу экспоната, его историю, как он попал в руки дарителя. Пусть патефон хранит свою уникальную и трогательную историю давно ушедшей эпохи.

Ознакомьтесь и информацией в интернете:
http://pushchino-muzeum.ru/index.php/posetitelyam#sigFreeId87f5c97f67

  - Печные изразцы

Изразец - слово исконно русское, произошедшее от древнего "образец" - так до конца XVII века называли керамические украшения для наружных стен храмов, дворцов и облицовки печей в парадных покоях. Истоки русского изразцового искусства следует искать в древнем Киеве X-XI веков, Рязани и Владимире XII века. В ходе археологических раскопок в этих городах были найдены первые русские керамические изделия, покрытые прозрачными многоцветными глазурями. В XVIII веке Петр I привез в Россию знаменитые «голландские» изразцы с росписью кобальтом по белой эмали, которые на долгие десятилетия стали законодателями изразцовой печной моды. Именно такими изразцами была украшена печь в Пущинской усадьбе. Во времена, когда в усадьбе размещалась больница, изразцовая печь была разобрана, и теперь эти изразцы можно увидеть только на старых фотографиях и в экспозиции нашего музея.

Ознакомьтесь и информацией в интернете:
http://pushchino-muzeum.ru/index.php/posetitelyam#sigFreeIdd8860b35f2

  - Смолевка

В 2012 году ученым из Пущино, РФ, удалось прорастить семена смолевки узколистной, найденные в вечной мерзлоте. Это самое древнее из оживленных растений, далеко превзошедшее по возрасту предыдущего рекордсмена — двухтысячелетнюю финиковую пальму.

Семена эти замерзли 32 тысячи лет назад, когда по земле еще ходили саблезубые тигры.

Ученые обнаружили замороженные растения, методом радиоуглеродного анализа проверили их возраст и попытались прорастить семена смолевки, но это не удалось. Тогда они взяли клетки из плода и вырастили их в чаше для культивирования в полноценные растения. Удалось вырастить 36 древних растений. Таким образом из замерзших семян вырос и расцвел цветок.

Это один из видов смолевки (семейство гвоздичных), на него похожа смолевка узколистная. Другие виды смолевок, а их сейчас на земле много – 400 разных, сами растут на земле до сих пор, в северных и умеренных областях северного полушария, есть и виды, используемые для цветоводства.

 

  - Глыба  чернозема

Самая плодородная почва мира – русский чернозем. Аналог такой находится в Палате мер и весов в Париже, как эталон самой плодородной почвы. О нем великий русский почвовед Василий Васильевич Докучаев писал: «чернозем…. Для России дороже всякой нефти, всякого каменного угля, дороже золотых и железных руд; в нем – вековечное неистощимое русское богатство!».

В экспозиции есть глыба русского чернозема. Этот чернозем изменил структуру из-за неправильного использования и превратился в каменную глыбу. Почва должна быть рыхлой. Уплотненную почву надо «лечить», и для этого понадобится не один десяток лет. А можно было бы получать огромный урожай.

Ознакомьтесь и информацией в интернете:
http://pushchino-muzeum.ru/index.php/posetitelyam#sigFreeId38b2f21a27

  - Ящичек Алямовского

Коричневый ящичек – набор Алямовского – агрохимический прибор для определения кислотности почв. Он придуман почвоведом Никанором Ивановичем Алямовским, изучавшим процессы известкования в почвах. В кислые почвы можно добавить извести для увеличения плодородия, а прибором быстро определить, нужно ли это делать.

Действие удобрений основано именно на этом – добавлении полезных веществ, причем, сделать это надо так, чтобы почве это не было вредно.

Почва — это совершенно отдельное живое образование, каждая создавалась многие сотни лет. В ней живут и дышат корни растений, жуки и дождевые черви, роют норы различные звери. В почвах образуются разные горизонты, включения, идут постоянные перемещения химических элементов. Изучением всего этого занимаются почвоведы.

Ознакомьтесь и информацией в интернете:
http://pushchino-muzeum.ru/index.php/posetitelyam#sigFreeId01017af162

  - Иерихонская роза

Наш музей необычен своей экспозицией растений. И вот Вам рассказ об одном из них.

Велико в растительном мире семейство капустных. В одной из витрин нашего музея, где хранятся семена и шишки, под номером 20 лежит сушеное растение размером с кулачок, похожее на свернутые в тугой приплюснутый шар веточки туи. Это иерихонская роза. Роза Иерихона. Подарила ее музею преподаватель философии, житель нашего города Любовь Наумовна Краснопольская.

Кто назвал ее розой? Карл Линней назвал ее анастатика – от греческого оживлять, а поэтически - розой – люди, пораженные ее свойствами.

Если положить этот сушеный жесткий комок в блюдце с теплой водой и подождать час, другой, он оживет, раскроется, расправит курчавые веточки, прильнет к блюдцу, как к земле. Это растение суровых пустынь берегов Мертвого моря, Западной Азии и Северной Африки. Растет оно на влажной земле, зеленеет серединкой. Когда становится сухо, корни его отмирают, и катится оно по земле перекати-полем, а когда находит хорошее место, может снова пустить корни из семян, укрепиться, прорасти и зеленеть дальше всего за несколько часов. Такова сила его жизни.

Ознакомьтесь и информацией в интернете:
http://pushchino-muzeum.ru/index.php/posetitelyam#sigFreeIdcf16dd7fae

  - Пущинский телетайп (зал техники)

Телетайпы были придуманы для передачи текстовых сообщений. Первый телетайп изобретен в России физиком Борисом Якоби в середине XIX века. Он придумал, как сделать, чтобы привязанный к принимающему контакту карандаш, получая разные сигналы, чертил буквы, а не значки. Для телетайпов нужны электрические провода. Текст передавался и построчно печатался на клавиатуре телетайпа на полосах бумаги. До сих пор существует сеть телетайпов "Телекс", созданная в 1920 году для обмена бизнес информацией. Некоторые страны и сейчас пользуются ею для передачи информации по судоходству и авиации, новостей, при межбанковских расчетах.

Ознакомьтесь и информацией в интернете:
http://pushchino-muzeum.ru/index.php/posetitelyam#sigFreeId96e3e48f2e

  - Утюги (зал этнографии)

На примере наших экспонатов проследим эволюцию утюга.

Первым устройством для глажения белья, скорее всего, был плоский тяжелый камень. Одежду расстилали на ровной поверхности, придавливали сверху камнем и оставляли на время под прессом.

Семь – восемь веков назад на Руси бытовал способ глажки с помощью рубеля и валька. «Рубель» — длинная деревянная плашка с рёбрами и рукоятью на конце. На ровно обструганную палку наматывали просушенное белье и прокатывали его по столешнице при помощи рифленой доски. Ребра рубеля при этом разминали волокна ткани. Такой способ глажки просуществовал в русских деревнях некоторых регионов до конца ХХ века.

В середине XVIII века появился паровой утюг. Внутри корпуса засыпали угли и закрывались крышкой, а сверху, для лучшей тяги, пристраивали трубу. Чтобы угли лучше грели, делали специальные отверстия по бокам. Размахивая таким утюгом вперед и назад, усиливали вентиляцию: «Ух-ух, ух-ух, разгорайся, мой утюг!..»

Еще одна разновидность старинных утюгов — литые чугунные. Их разогревали на открытом огне или в горячей печи. После остывания утюга, его вновь подогревали.

С распространением электричества нагревателем стала электрическая спираль, размещенная внутри. Так появились привычные ныне утюги электрические.

 

Ознакомьтесь и информацией в интернете:
http://pushchino-muzeum.ru/index.php/posetitelyam#sigFreeIdb34dcf3511

 

- Керамика (зал этнографии)

 

Материалом для изготовления утвари на Руси служили дерево, глина, металл. В крестьянском доме было около десятка и более горшков разных размеров. В одних варили жидкие похлебки, в других — каши, в третьих — картофель, четвертые предназначались для кипячения воды.

Форма горшка была хорошо приспособлена для приготовления еды в русской духовой печи, в которой горшки находились на одном уровне с горящими дровами и обогревались не снизу, как на открытом огне, а сбоку.

Для хранения молока использовали крынки. Характерной особенностью этой посуды является высокое, довольно широкое горло, форма которого рассчитана на обхват рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свою свежесть.

Кубышка – это глиняный сосуд с широким туловом и узким горлышком. Использовали для хранения растительного масла. Горлышко кубышки закрывали пробками из дерева.

Сдвоенные горшки с ручкой посередине использовались для переноса еды. Как правило, их брали с собой на полевые работы. В один горшок наливали щи, в другой накладывали кашу. Сдвоенные горшки позволяли дольше сохранять тепло приготовленной пищи.

Горшками дорожили, старались обращаться с ними аккуратно. Если горшок давал трещину, его оплетали берестой и употребляли для хранения продуктов. Про такой горшок в русской деревне была загадка: «Был ребенок — не знал пеленок, стар стал — пеленаться стал».

 

Ознакомьтесь и информацией в интернете:
http://pushchino-muzeum.ru/index.php/posetitelyam#sigFreeIdd1124fbe89

 

- Дорожная фотокамера (зал техники)

 

В начале XX века практически все фотоателье России использовали дорожные фотокамеры. При желании ее можно было разобрать и уложить в специальный чехол. Это на случай, если клиент пожелает сфотографироваться, например, у себя дома или на улице.

Камера установлена на штатив-треногу, имеет фокусировочный мех. Наводка на резкость осуществлялась перемещением задней (кассетной) части. Экспонирование производилось открыванием и закрыванием объектива крышечкой. Изображение фиксировалось на фотопластинах, которые непосредственно перед съемкой обрабатывались специальным химическим составом – эмульсией.

Фотографии были постановочные, как правило, семейные, групповые. Фотографы создавали специальный фон (изображение пейзажей или архитектурных сооружений) и интерьер (резная мебель: столы, стулья с высокими спинками и подлокотниками; перила, вазы, портьеры).

Время экспозиции в то время занимало несколько минут, и фотографируемый объект должен был оставаться все это время неподвижным. Поэтому фотографы использовали вспомогательные средства: удобные кресла с подлокотниками и специальные устройства, так называемые «держатели головы».

Бумажный снимок наклеивался на специальную картонную подложку, которая придавала фотографии жесткость, защищала от повреждений и была неотъемлемой частью оформления вплоть до 1920 годов. Картонная основа была декоративным элементом и одновременно несла информацию о фотографе, ателье, месте и времени съемки и заполнялась по определенным правилам.

 

Ознакомьтесь и информацией в интернете:
http://pushchino-muzeum.ru/index.php/posetitelyam#sigFreeIdf690f6610d

 

- Арифмометр (зал техники)

 

Арифмометр «Феликс-М» был подарен нашему музею Поляковой Антониной Васильевной.

Прибор изобрел Однер, швед по национальности. Он переехал в Россию 1868 году, поселился в Петербурге, где и прожил всю жизнь.

Счетные машины Однера выпускались в России с 1877 года вплоть до революции. В 1929 году производство арифмометра возобновилось под новым названием «Феликс» – в честь Феликса Дзержинского. В то время это был основной вычислительный инструмент, который использовали во многих отраслях народного хозяйства.

С помощью счетной машины выполнялись математические действия: сложение, вычитание, умножение и деление.

По мере выпуска новых модификаций менялись и некоторые параметры работы устройства, но принципы следующие. Арифмометр оборудован ползуночками, с помощью которых указывается положение запятой, а также рычажком для сдвига каретки. С помощью рычажков осуществлялся ввод чисел соответствующего разряда.

Для вывода числа в арифмометре использовались счетчики. Они представляют собой колеса с цифрами. Особенностью такого счетчика было перенесение единицы в старший разряд при переполнении разряда.

В разных модификациях встречались горизонтальные и вертикальные колеса с цифрами. Основных счетчиков в приборе два — суммирования и прокруток. Второй показывает, сколько было сделано поворотов ручки. Сброс арифмометра осуществляется поворотом ключа.

Арифмометры окончательно исчезли из контор СССР в конце 80-х годов ХХв. Увидеть вы их сможете теперь только в Музее.

 

Ознакомьтесь и информацией в интернете:
http://pushchino-muzeum.ru/index.php/posetitelyam#sigFreeIdf18e6b0aba

 

- Позвонок морской коровы

 

В экспозиционном зале музея представлен уникальный экспонат – это элемент скелета животного, вымершего более 200 лет назад – стеллеровой коровы.

На необратимых океанских просторах сирены – русалки, о которых бытует множество красивых легенд, действительно существуют – это отряд безобидных растительноядных млекопитающих, обреченных на смерть после встречи с людьми. Отряд включает 3 семейства: ламантины, дюгони и морские коровы.

            Живя в прибрежной зоне южных морей, сирены ведут себя очень тихо и скрытно. Повиснув у поверхности воды, эти безмятежные животные часами остаются неподвижными, лишь раз в 10-15 минут приподнимают голову для вдоха. Когда же выныривают п плечи над водой, то издали и в самом деле похожи на русалок. Сирены никогда не проявляли по отношению к человеку агрессивности, а человек всегда охотился на них. Сейчас все представители отряда взяты под охрану в Австралии, США, Суринаме, Французской Гвиане, Венесуэле, Гайане и других странах Центральной Америки.

            Однако единственному представителю сирен, который жил в северных морях, - морской или стеллеровой корове помочь уже невозможно. Вид исчез с лица Земли.

 

Ознакомьтесь и информацией в интернете:
http://pushchino-muzeum.ru/index.php/posetitelyam#sigFreeId5aa2e62afe

 

 - Медаль «За Победу над Германией» и медаль «За Победу над Японией»

Медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» - самая массовая награда Великой Отечественной войны. В связи с приближающимся окончанием военных действий на западном направлении в начале 1945 года от участников войны стали поступать предложения учредить специальную медаль для ветеранов.  В результате обсуждений, среди двух десятков эскизов, был утвержден эскиз художников Е. М. Романова и И. К. Андрианова с изображением на лицевой стороне профиля И. В. Сталина и словами «Наше дело правое - мы победили». На оборотной стороне надпись: «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.». К медали придавалась ленточка от ордена Славы - оранжево-черная.  Именно эта лента, известная также как гвардейская и георгиевская, ныне стала символом Дня Победы. В таком виде медаль была учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1945 года. Общее число награжденных этой медалью приблизилось к 15 миллионам человек. И последний момент, связанный с медалью «За победу над Германией».  И на её лицевой стороне, и на лицевой стороне медали «За победу над Японией» изображён профиль Сталина. Разница в том, куда смотрит Сталин — в случае с медалью «За победу над Германией» его взгляд направлен на Запад, а в случае с Японией — на Восток.

 

 - Самодельный алюминиевый портсигар

Подобные портсигары бойцы, как правило, изготавливали из  алюминиевой обшивки сбитых самолётов. На многих сохранились инициалы владельцев. Причем, бойцы вкладывали свои имена не  только в медальоны, но и процарапывали свои инициалы и оставляли какие-то надписи на личных вещах, сделанных из нетленных материалов: ложках, расческах, даже орденах. Надписи на этих вещах свидетельствуют о нежелании человека исчезнуть бесследно. На нашем портсигаре сохранились цветочный орнамент и силуэт девушки. В основном такие использовались для хранения табака, а не для папирос.

 

Ознакомьтесь и информацией в интернете:
http://pushchino-muzeum.ru/index.php/posetitelyam#sigFreeIdc5c4e3078a

 

  - Красноармейская  книжка (солдатская книжка).

Осенью 1941 года в целях упорядочения учета личного состава в Красной Армии и не допущения проникновения в части враждебных элементов вышел Приказ о введении красноармейской книжки в военное время в тылу и на фронте.  Книжка являлась главным документом солдата в период Великой Отечественной войны,  и каждый красноармеец и младший командир должен был иметь ее при себе. При увольнении из рядов Красной Армии книжки сдавались через командиров подразделений в штаб части для уничтожения. Взамен выдавались военные билеты. Офицерам в качестве личных документов выдавались удостоверения личности.  На обложке из тонкого картона печаталась красная звезда с серпом и молотом. Заполнялись чернилами. По записям в книжке можно проследить боевой путь солдата: выяснить, когда был призван в действующую армию, место жительства, военную специальность, воинское звание, а также узнать в каких войсках и на каких фронтах сражался, какие имел награды, когда демобилизовался и, что не менее важно, какое солдат имел боевое снаряжение.

Полностью обеспечить красноармейскими книжками армию смогли только летом 1942 года. А проблему фотографирования не удалось решить и до конца войны. 

 

 

 

 

 

 

© 2024 Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Пущинский музей экологии и краеведения»
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.